Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников

- это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!”

- это осознание того, что человек не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия:

- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность;

- между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;

- между несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и учебным возможностям и потребностям учащихся;

- между возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных предметах, и перегрузкой учащихся.

Поиск решения данных проблем заставил меня изменить подход к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на уроке и во внеклассной работе, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.

Поиски способов совершенствования образовательных моделей в различных направлениях и для достижения новых целей привели к постановке следующих задач:

- изучение и внедрение современных педтехнологий в преподавании предмета;

- создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету;

- формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;

- создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки;

- развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания.

Реализации этих задач способствует и введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебно-образовательную деятельность школы. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся;

·метапредметные результаты — освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системой основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

·элементарный опыт природоохранительной деятельности;

·бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

·получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);

·получение опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по єкологии

Экологические проблемы Омской области
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий ме ...

Каталитические методы газоочистки
До определенного этапа развития человеческого общества, в частности индустрии, в природе существовало экологическое равновесие, т.е. деятельность человека не нарушала основных природных процессов или очень незначительно влияла на них. Экологическое равновесие в природе с сохране ...

Разделы