Природоохраннаядеятельность прокуратуры.

Важнейшимзвеном в сложном государственном механизме надзора за исполнениемэкологического законодательства являются органы прокуратуры.

Онипризваны, вместе со специально уполномоченными на то государственными органамив области охраны окружающей природной среды, обеспечивать экологическийправопорядок.

Надзорза исполнением законодательства об охране окружающей природной среды являетсяодним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгомсоответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РоссийскойФедерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (вдальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры.Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнениемприродоохранительного законодательства нашли свое отражение в другихнормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях,информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все онитесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР"Об охране окружающей природной среды ".

Всоответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляютпрокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнениемприродоохранного законодательства органами представительной и исполнительнойвласти, государственного управления и экологического контроля, юридическимилицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности иполноты, принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечениювиновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан наблагоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическимиправонарушениями.

Каждыйгод прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварскомиспользовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и другихэкологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отмененоболее трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной иисполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностныхлиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

Спектрдопускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещениеэкологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы,незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особоохраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенциифедеральных органов и многое другое.

Всвязи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышениеэффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременными законным применением правомочий, предоставленных органам экологическогоконтроля, и активного требования от этих органов проведения

Прокурорыобязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряженииарсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранениянарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили,принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненногоэкологическими правонарушениями, по привлечению к ответственностиправонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель —предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должнышироко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования,предоставленные им Законом о прокуратуре.

Ковсему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией(исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобысодержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. Принеобходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранениянарушений природоохранительного законодательства.

Закономо прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требованийпрокурора.

Внастоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требованияпрокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопросо привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

Особойзадачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательстваоб экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевогорасходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решениянеотложных природоохранных задач.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по єкологии

Электромагнитное загрязнение окружающей среды
Интенсивное использование электромагнитной и электрической энергии в современном информационном обществе привело к тому, что в последней трети XX века возник и сформировался новый значимый фактор загрязнения окружающей среды - электромагнитный. К его появлению привело развитие ...

Контроль за использованием и утилизацией отходов
Проблема использования отходов имеет не только экологический, но и экономический аспект. При наличии соответствующего механизма управления отходами последние могут стать одним из факторов повышения доходов в промышленных корпорациях. Многие руководители промышленных корпораций н ...

Разделы