Контроль за качеством природной среды и управление им.

Взаключительной части должна быть отмечена степень эффективности природоохранныхмероприятий, применяемых на данной территории; дана оценка с экологическихпозиций документации крупных хозяйственных объектов; должны быть указанывозможные неблагоприятные экологические и социально-экономические последствияпри осуществлении проектируемых преобразований; должны быть приведены выводы осостоянии современного природопользования и охране среды, рекомендации порешению всех экологических проблем в регионе в объеме его комплексногохозяйственного развития.

Отсутствиекомплексных научно обоснованных нормативов и методических рекомендаций попроведению экспертизы, ограниченная информация, недостаточная обеспеченностьнеобходимыми материалами для экологической оценки территории создают большиетрудности при проведении экологических экспертиз.

Всепроекты, отраслевые схемы, планы, программы добывающей промышленности,энергетики, агропромышленного и лесохозяйственного комплексов, других отраслейхозяйства подлежат обязательной государственной экспертизе. По результатамэкспертизы разработчикам выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществстационарными источниками с указанием срока действия. При экспертизе проектовразмещения крупных промышленных комплексов необходимо определить их возможноеотрицательное влияние в радиусе 20 .30 км. Размер санитарно-защитной зоныдолжен соответствовать нормативным требованиям и руководствам по проектированиюсанитарно-защитных зон предприятий. Утверждение проектов, планов и программ недопускается без проведения экологической экспертизы. Порядок проведенияэкспертизы регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, отсовершенства которых будет в значительной степени зависеть объективность оценкиэкологического состояния любой территории.

Нормативно-техническоеобеспечение контроля за качеством природной среды. Регулированиеприродопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовыхформ управления через систему нормативно-технических документов. Важнейшими изних являются экологические нормативы, правила и стандарты, которыеразрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетомэкологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.Стандарты качества природной среды — единые требования, правила и нормативы,отвечающие современному уровню научно-технического прогресса и предъявляемые корганизациям в целях охраны природы на основе правильного соотношенияэкологических и экономических интересов.

Особоезначение имеют стандарты для управления промышленными и сельскохозяйственнымипредприятиями, объединениями, организации мероприятий по контролю заиспользованием природных ресурсов. Соблюдать стандарты обязаны все предприятия,организации и граждане. Конечная цель управления — обеспечение всехэкологических требований для человека, т.е. управление качеством среды связанос мероприятиями по здравоохранению. Выделяют основные и вспомогательныеразновидности стандартов. Основные стандарты устанавливают экологические ипроизводственные хозяйственные нормативы. Например, нормативы в виде предельнодопустимых нагрузок на природно-территориальный комплекс (ПДН), предельнодопустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых выбросов вредных веществ ватмосферу (ПДВ), размеров санитарно-защитных зон и др.

Вспомогательныестандарты качества окружающей среды необходимы для реализации основныхстандартов. Например, стандарты экологической терминологии и экологическиорганизационные (ГОСТ 17.2.2.01—86 “Охрана природы. Атмосфера. Правила контролякачества воздуха населенных мест” и др.). Предельно допустимые выбросы ватмосферу и сброс в водные объекты вредных веществ регламентируютсягосударственными стандартами. Предприятия имеют узаконенные качественные иколичественные показатели выбросов (сбросов), план сокращения их.Контролирующие органы также могут проверять эффективность природоохранныхмероприятий, сопоставляя фактический и предельно допустимый выбросы.

Установлениепредельно допустимых концентраций — мера, которая ограничивает содержаниезагрязняющих веществ в окружающей среде.

Наблюдениеи контроль за качеством атмосферы, воды и почв в России осуществляютГосударственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природныхресурсов РФ и Министерство здравоохранения РФ. Контроль загрязненности воздухапроводят на стационарных постах наблюдений, маршрутных и подфакельных постах,контролируют содержание загрязняющих атмосферу веществ в выбросах всоответствии с ПДК. Наблюдения проводят 3 .4 раза в сутки. В пробах воздухаопределяют содержание пыли, оксидов серы, углерода и азота, сульфатов,специфических веществ (фенолов, формальдегида, свинца, фтористого водорода,метилмеркаптана и др.). Районные санитарно-эпидемиологические станции утром двараза в неделю определяют содержание основных вредных веществ, фтористоговодорода, аммиака, фенолов, ацетона, хлора, свинца, хрома, марганца и др. Внекоторых городах, в том числе в Москве, лаборатории отдельных предприятийосуществляют контроль в санитарных зонах предприятий за качеством выбросов ввоздушный бассейн и содержанием вредных веществ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Экология Челябинска
Челябинск – это один из крупнейших городов России, расположенный на восточном склоне Уральских гор, на границе с Западно-Сибирской низменностью, на берегах реки Миасс. В настоящее время этот город - важный промышленный центр, крупный торгово-транспортный узел общегосударственно ...

Новые понятия налогового права и арбитражная налоговая практика
Система налогообложения в России проходит очередной виток реформирования и на протяжении почти 20 лет все еще находится в стадии становления. В последние годы в ней используются новые понятия «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», «налоговая выгода», которые не полу ...

Разделы