Экологическое сознание и наука Нового времени

Логическим итогом данной тенденции развития являетсягосподствующее в настоящее время антропоцентрическое общественное экологическоесознание, представляющее собой завершенный "антитезис" вдиалектической триаде.

Антропоцентрический тип экологического сознания это системапредставлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человекакак высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы какобъекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивови целей взаимодействия с ней.

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими"узловыми точками", как "инвайронментальный консервационизм a русский космизм a учение о ноосфере, экологизм aуниверсальная этика, биоцентризм".

Консервационизм не привел к качественным изменениям, нопринципиально изменил вектор развития экологического сознания.Прагматизм сменяется "дальним прагматизмом", утверждаетсянеобходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Существенный шаг был сделан русским космизмом, а также вучении о ноосфере и таком направлении американского инвайронментализма, какэкологизм. Русский космизм утвердил включенность человека в мир природыскорее на религиозном, трансцендентальном уровне, а учение о ноосфере,инвайронментальный экологизм на собственно научном.

Следующий качественный скачок связан с возникновением"универсальной этики" и биоцентризма. Для них характерно непроведениев ценностном отношении каких-либо различий между человеческим и природным,восприятие природы в качестве равноправного, самоценного субъекта,доминирование непрагматического характера взаимодействия с природой.

Логическим итогом данной тенденции развития будет формированиенового, экоцентрического типа экологического сознания, являющегося своеобразным"синтезом" в диалектической триаде или отрицанием предыдущегоотрицания.

Экоцентрический тип экологического сознания это системапредставлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность наэкологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека иприроды, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеровпо взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматическоговзаимодействия с природой.

Необходимо отметить, что для развития экологического сознанияв культурах Востока характерны иные тенденции. Если западное экологическоесознание прошло ряд последовательных исторических трансформаций, то восточныерелигиозно-философские системы избежали этого "окольного пути". Онисохранили характеристики архаического экологического сознания, значительноусилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятиеприроды как духовной ценности.

Остается один важнейший вопрос: представляет ли собой экоцентрическийтип экологического сознания реализацию известного лозунга "Назад кприроде"? действительно ли для преодоления экологического кризиса мыдолжны отказаться от всех достижений цивилизации и вернуться к состоянию"первобытной гармонии" с природой?

Ответ на него дает сама диалектика: отрицание отрицанияподразумевает не просто возврат к исходной точке, а именно специфический"синтез", когда на новом витке спирали развития происходит такоевозвращение к исходному "тезису", при котором и сам "тезис"и его "антитезис" одинаково включены, как говорят философы, "вснятом виде" в новое качественное состояние системы. Иными словами,человек должен, сохранив свою независимость от природы, достигнутую благодарятехническому прогрессу, преодолеть психологическую противопоставленность с ней,вновь прийти к пониманию своей неразделимости с природой, восприятию природныхобъектов как полноправных субъектов по взаимодействию, установить баланспрагматического и непрагматического взаимодействия с ними.

Как сказал Эрих Фромм: "Что действительно существенно всуществовании человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферыинстинктивной адаптации, переступил предел природы. И все же однаждыоторвавшись от нее, он не может вернуться к ней; однажды он был изгнан из раясостояния единства с природой и ангел с огненным мечом преградит ему путь, еслиб он захотел вернуться. Человек может идти только вперед, развивать свой разум,находя новую гармонию, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, котораябезвозвратно утерена . Осознание собственного одиночества и отделенности,собственной беспомощности перед силами природы и общества все это делает егоотчуждение, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал быбезумным, если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ееобъединившись в той или иной форме в людьми, с окружающим миром".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Публикации по єкологии

Экологические проблемы Богучанской ГЭС
Богучанская ГЭС строится уже более 20 лет. Год начала строительства - 1980, подготовительные работы начаты в 1974 году. Проект ГЭС в ходе проектирования и строительства неоднократно претерпевал изменения. По первоначальным планам мощность ГЭС должна была составить 4000 МВт. ...

Этические нормы при охоте на кабана
Кабан - склонный к нападению зверь, упрямо пробирающийся сквозь заросли, является воплощением неустрашимой стайной воинственности. У германцев вепрь связан с богиней Фрейей и ее братом Фрейром, который странствует верхом на вепре Гуллинбурсти ("золотая щетин ...

Разделы