Экологическое сознание и наука Нового времени

Идеи "универсальной этики" стали идеологическойбазой такого направления американского инвайронментализма, как биоцентризм.Биоцентризм основывается на предположении естественного порядка, в котором вседвижется в соответствии с естественным законом; порядка, в которомподдерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока в нем непоявляется человек со всем его "невежеством и самонадеянностью".Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенноедуховными качествами сущее, воплощающее в себе основополагающие принципыжизнедеятельности всего живого и разумного. (Следует отметить, что биоцентризмявляется своего рода "радикальным" крылом инвайронментализма,биоцентристским идеям присущ несколько мистифицированный, метафизическийхарактер. Поэтому они имеют много оппонентов, критикующих их с самых разныхпозиций.)

Биоцентристы (Эмерсон, Кэтлин, Лоу, Олмстед, Элист и др.)выдвинули три основные идеи.

. Синкретичность мира (от греч. synkrиtismosсоединение, объединение). Если для экологистов свойственно рассмотрениечеловека как отдельной фигуры, возвышающейся на фоне окружающей его среды, тобиоцентристы отвергают не только выделение человека, но и вообще представлениео мире как состоящем из отдельных самостоятельных объектов. Мир это единоецелое, и поэтому не существует разделения субъекта и объекта,"человеческого" и "не-человеческого" и т.д.

. Биосферный эгалитаризм (от фран. йgalitйравенство). В соответствии с этой идеей, биоцентристы провозглашают равноеправо всех живых существ жить и процветать, равную внутренне присущую имценность. Причем это не ценность, определяемая с точки зрения человека,связанная с перспективами того или иного их использования, а именносамоценность. Поэтому для биоцентристов рациональное природопользование иохрана природы лишь поверхностное проявление, вторичное следствие болееглубоких связей с Природой.

. Принцип экологического самообеспечения. Биоцентристывыступают против дальнейшего развития ради повышения жизненных стандартов.Человек может использовать природные ресурсы только в тех пределах, которыенеобходимы для самообеспечения существования человеческого вида. Материальныестандарты должны быть резко снижены, но вот качество жизни как удовлетворениедуховных потребностей должно быть существенно улучшено.

Иными словами универсальная этика, биоцентризм провозглашалинеобходимость высокой степени психологической включенности человека в мирприроды, высоко субъектного ее восприятия, доминирования непрагматическогохарактера взаимодействия с ней над прагматическим.

В целом, инвайронментальное движение в различных своихнаправлениях, русский космизм, учение о ноосфере являются предпосылкамивозникновения нового экоцентрического экологического сознания.

* * *

Эволюция западного общественного экологического сознаниядостаточно четко иллюстрирует основные законы диалектики: единства и борьбыпротивоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицанияотрицания (тезис антитезис синтез).

В развитии общественного экологического сознания в процессесоциогенеза можно выделить две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическаяи экоцентрическая (рис. 1).

Антропоцентрическая тенденция описывается такими"узловыми точками", как "архаическое сознание a античноесознание a христианство a картезианство".

Архаическое сознание характеризуется высокойпсихологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектнойнеразделенностью с ней, доминированием прагматического характеравзаимодействия (при этом она, в определенной мере, воспринимается и какдуховная ценность). Ахраическое экологическое сознание это своего рода"тезис" в диалектической триаде, а дальнейшее развитие общественногоэкологического сознания в рамках антропоцентрической тенденции"антитезис"; причем на каждом новом этапе количественные изменения,накапливающиеся на предыдущем, переходят в качественные.

В эпоху античности происходит первое такое качественноеизменение: утверждение возникшей на поздних этапах архаики психологическойпротивопоставленности человека и мира природы. При этом нарастаетвыраженность объектного восприятия природы, но в то же время складываетсяпонимание ее непрагматической ценности.

Господство христианства, являвшегося идеологическим стержнемобщественного сознания в средние века, и затем картезианства, выполнявшего, всущности, ту же функцию в Новое время, привело к следующему качественномуизменению: природа стала восприниматься только как лишенный всякой самоценностиобъект. Кроме того, они окончательно закрепили противопоставленностьчеловека и природы (христианство в сфере чувств, Веры, Души, картезианство всфере мышления, Знания, Духа) и перевели взаимодействие с природой полностью в прагматическуюплоскость.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Лидары и надиры в изучении атмосферы
За последние сто лет засорение окружающей среды усилилось разными выбросами. За это время в атмосферу Земли попало, по подсчетам ученых, более миллиона тонн кремния, полтора миллиона мышьяка, около миллиона тонн кобальта. Еще более было выброшено пыли, сажи, копоти, оксидов азо ...

Эколого-географические принципы прогнозирования заболеваемости злокачественными новообразованиями населения республики Дагестан
Актуальность исследования. Глобальный устойчивый рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них практически становится очевидным. По последним экспертным оценкам Международного агентства по изучению рака (МАИР) в 2000 г в мире количество вновь заболев ...

Разделы