Экологическое сознание и наука Нового времени

Тем не менее экологическое сознание, базирующееся на идеяхконсервационизма, не претерпевает каких-либо качественных изменений посравнению с предыдущей эпохой: человек по-прежнему противопоставлен природе,воспринимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжаетдоминировать прагматизм. Но консервационизм принципиально изменил векторразвития экологического сознания: прагматизм сменяется "дальнимпрагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсовдля будущих поколений.

Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм

Существенный шаг был сделан в сформировавшемся в России вовторой половине XIX в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русскимкосмизмом. Оно было представлено именами Н.А.Бердяева, И.В.Киреевского,В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и многими другими. Это была нешкола в научном ее понимании, а скорее особое умонастроение в кругах русскойинтеллигенции.

Центральной идеей русского космизма являлось представление отом, что Человек составная часть Природы, что их не следует противопоставлять,а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает, эточастицы единого, Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, ноРазум ответственен за отыскание путей его разрешения.

Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основывзаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации."Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иногорезультата, кроме ускоренного конца", писал Н.Ф.Федоров в своей"Философии общего дела" в 90-х годах прошлого века, когда доэкологического кризиса в его технократическом понимании было еще далеко.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили своеразвитие в учении о ноосфере В.И.Вернадского.

Он считал, что воздействие человека на окружающую природурастет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится восновную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в своеновое состояние, в сферу разума ноосферу. Развитие окружающей среды ичеловеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместнаяэволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого направленияамериканского инвайронментализма, как экологизм. Экологисты (Марш, Ист,Росс, Клементс, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модельна естественно-научном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинулитри основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества иэкологичной этики.

. Идея экосистемного холизма (от греч. holos целое)четко сформулирована О.Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранениюцелостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумновсе то, что стремится к обратному.

. Если принцип холизма распространяет закономерности развитияэкосистемы на общество, то понятие "морального сообщества" переноситсферу действия норм морали и на "не-человеческие" элементыэкосистемы. В то же время оно не признает "право на индивидуальность"для "не-человеческих" элементов и гарантирует возможность ихсуществования лишь на уровне популяций, видов, но не отдельных особей. Дляэкологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, ане уникальность каждого отдельного ее элемента.

. Идея экологичной этики требует не простого распространениячеловеческой этики на все природное в рамках "морального сообщества",а создания принципиально новой этики, которая должна органично соответствовать,с одной стороны, "природе человека", а с другой законам окружающейсреды.

В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизмобосновали необходимость единства человека и природы, начали формироватьпредставление об ее определенной непрагматической ценности. Но тем не менее вних сохраняется объектное восприятие природы.

Универсальная этика, биоцентризм

Большую роль в формировании нового типа экологическогосознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческихманипуляций сыграла так называемая "универсальная этика"(Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношенииразграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомогостоль же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природытакие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Кондуктометрический метод анализа и его использование в анализе объектов окружающей природной среды
К началу XXI века стало ясно, что электрохимический анализ, как и сама аналитическая химия, вышел за пределы своего классического содержания. Если раньше методология электрохимического анализа по большей части развивалась на основе изучения объектов неорганической природы, то се ...

Экологические проблемы Омской области
Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий ме ...

Разделы