Экологическое сознание и наука Нового времени

Тем не менее экологическое сознание, базирующееся на идеяхконсервационизма, не претерпевает каких-либо качественных изменений посравнению с предыдущей эпохой: человек по-прежнему противопоставлен природе,воспринимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжаетдоминировать прагматизм. Но консервационизм принципиально изменил векторразвития экологического сознания: прагматизм сменяется "дальнимпрагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсовдля будущих поколений.

Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм

Существенный шаг был сделан в сформировавшемся в России вовторой половине XIX в. философско-религиозном течении, которое теперь называют русскимкосмизмом. Оно было представлено именами Н.А.Бердяева, И.В.Киреевского,В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского и многими другими. Это была нешкола в научном ее понимании, а скорее особое умонастроение в кругах русскойинтеллигенции.

Центральной идеей русского космизма являлось представление отом, что Человек составная часть Природы, что их не следует противопоставлять,а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает, эточастицы единого, Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, ноРазум ответственен за отыскание путей его разрешения.

Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основывзаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации."Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иногорезультата, кроме ускоренного конца", писал Н.Ф.Федоров в своей"Философии общего дела" в 90-х годах прошлого века, когда доэкологического кризиса в его технократическом понимании было еще далеко.

Идеи единства, взаимосвязи человека и природы получили своеразвитие в учении о ноосфере В.И.Вернадского.

Он считал, что воздействие человека на окружающую природурастет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится восновную геологическую силу, формирующую облик Земли: биосфера перейдет в своеновое состояние, в сферу разума ноосферу. Развитие окружающей среды ичеловеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместнаяэволюция, в которой просто невозможно господство интересов одной из сторон).

Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого направленияамериканского инвайронментализма, как экологизм. Экологисты (Марш, Ист,Росс, Клементс, Леопольд и др.), строившие свою социально-экологическую модельна естественно-научном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинулитри основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества иэкологичной этики.

. Идея экосистемного холизма (от греч. holos целое)четко сформулирована О.Леопольдом: разумно то, что стремится к сохранениюцелостности, стабильности, совершенства биологического сообщества; неразумновсе то, что стремится к обратному.

. Если принцип холизма распространяет закономерности развитияэкосистемы на общество, то понятие "морального сообщества" переноситсферу действия норм морали и на "не-человеческие" элементыэкосистемы. В то же время оно не признает "право на индивидуальность"для "не-человеческих" элементов и гарантирует возможность ихсуществования лишь на уровне популяций, видов, но не отдельных особей. Дляэкологистов ценностью обладает стабильное функционирование единой экосистемы, ане уникальность каждого отдельного ее элемента.

. Идея экологичной этики требует не простого распространениячеловеческой этики на все природное в рамках "морального сообщества",а создания принципиально новой этики, которая должна органично соответствовать,с одной стороны, "природе человека", а с другой законам окружающейсреды.

В целом, русский космизм, учение о ноосфере, экологизмобосновали необходимость единства человека и природы, начали формироватьпредставление об ее определенной непрагматической ценности. Но тем не менее вних сохраняется объектное восприятие природы.

Универсальная этика, биоцентризм

Большую роль в формировании нового типа экологическогосознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческихманипуляций сыграла так называемая "универсальная этика"(Торо, Ганди, Швейцер и др.). Она не проводит в ценностном отношенииразграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомогостоль же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природытакие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Экстракционно-фотометрический метод определения тяжелых металлов в природных водах
Для определения загрязняющих веществ используют инструментальные методы современной аналитической химии, основанные на измерении различных физических свойств определяемых веществ или продуктов их химических превращений (аналитических реакций) с помощью физических и физико-химич ...

Миграция радионуклидов стронция-90 в почвах различных типов Павлодарской области
Основным реальным источником радиоактивного загрязнения почвенно-растительного комплекса являются глобальные радиоактивные выпадения из атмосферы долгоживущих радионуклидов после ядерных испытаний, а также выбросы техногенных радионуклидов, связанные с работой предприятий ядерно ...

Разделы