Экологическое сознание и наука Нового времени

Но впереди еще ждало отчуждение от природы, освященноенаукой. Важнейшую роль в этом сыграло картезианство (от Carteziusлатинской транскрипция имени Р.Декарта, основоположника этого учения),возникшее в XYII в. и ставшее одной из философских основ современнойцивилизации.

Его исходным пунктом являлось представление очеловеке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипулирует. В этом смыслекартезианство венчает собой развитие, коренящееся в самой сущности человека исостоящее в том, что человек во всех отношениях радикальным образом выделяетсяиз мира. Оно логически завершило все то в экологическом сознании, что былозаложено христианством: "Человеческая личность, воспитанная в течениеполутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела теперь сама статьабсолютом".

Таким образом, первая черта картезианской модели мира полнаяпсихологическая противопоставленность человека и природы.

Картезианство утверждало абсолютную ценность человеческогоразума, субъективности в целом, а поскольку внечеловеческая природа ими необладает (животные и растения по Декарту машины, лишенные внутреннего мира), то,соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. А раз так, топрепарирование животного ничем не отличается от разборки часов гордиев узелэтических сомнений о допустимости таких действий разрублен окончательно. В этомзаключается вторая черта картезианства объектное восприятие природы.

Характерно, что конечную цель знания картезианство видело вгосподстве человека над силами природы, в открытии и изобретении техническихсредств, которые позволяли бы это господство обрести: "человек царьприроды". Природа не должна существовать и развиваться "простотак", она должна служить человеку. Абсолютный прагматизм вовзамодействии с природой это третья черта картезианского мировосприятия.

Как это ни парадоксально звучит, но, в целом, наука простовпитала в себя по наследству религиозное представление о богоизбранностичеловека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога заненадобностью. Последний шаг в формировании отчужденности от природы былсделан: она признана лишенным всякой самостоятельной ценности объектомманипуляций во имя научного знания и прогресса. Авторитет Библии оказалсяподкреплен авторитетом науки. При всем их антагонизме здесь они оказалисьедины.

Этот последний четвертый шаг в отчуждении от природыбыл первым шагом к экологическому кризису.

Таковы культурно-исторические истоки доминирующего сейчасантропоцентрического экологического сознания.

Новое экологическое сознание

Социальные истоки возникновения так называемого "новогоэкологического сознания" хорошо иллюстрирует история развития США. Наначальном этапе это история освоения новых земель на Западе. Наличие открытойграницы сформировало представление о возможности неограниченного экстенсивногороста.

Экстенсивный путь был естественным и самым простым способомснятия социального напряжения: недовольные своей жизнью могли уйти на Запад иустановить там свои собственные порядки. Американская демократия того этапа иприродное изобилие были взаимосвязанными явлениями.

Но к середине XIX века запас свободных земель исчерпался игосударственная граница приобрела значение границы экстенсивного роста. Это былпервый "экологический кризис", который вызвал переход ктехнологическому, урбанистическому направлению развития американскойцивилизации.

В результате осмысления этого кризиса во второй половине XIXначале ХХ в.в. в США складывается общетеоретическая и мировоззренческаяориентация, получившая название американского инвайронментализма (отангл. environment окружающая среда), в которой в дальнейшем выделилосьтри течения: консервационизм, экологизм и биоцентризм. В центре ее вниманияоказывается взаимодействие общества со средой своего обитания. Эта ориентацияпроявилась в социологии, философии, политэкономии, правоведении, этике, а такжев социальных движениях за качество среды обитания.

Инвайронментальный консервационизм

Консервационистское крыло инвайронментального движения(Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), можно считать первым этапом альтернативнойэкоцентрической тенденции в развитии общественного экологического сознания.Консервационисты провозгласили лозунг: "Максимум природных благ длябольшего числа людей на более длительный период". Они призывали кнеобходимости реорганизации социальных институтов, чтобы можно было обеспечитьрациональное природопользование и справедливое распределение природныхресурсов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Экология Амура
Различают несколько уровней загрязнения. Первый класс - обозначает "вода очень чистая", второй - " чистая", третий - "вода умеренно загрязненная", четвертый - "вода загрязненная" и пятый - "грязная". Несколько лет назад специали ...

Экологические проблемы Кузбасса
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием НТП. Однако он же и поставил жизнь земли на грань экологической катастрофы. Интенсификация добычи и использования природных ресурсов, урбанизация и огромные объемы вредных выбросов, изменением природы. Широкое ...

Разделы