Классификация способов налоговой оптимизации

Способы налоговой оптимизации довольно многочисленны. Попытаемся для проведения дальнейшего анализа провести их классификацию. Критерии, которые могут быть положены в основу такой классификации, весьма разнообразны. Возьмем один из них, а именно границы предпринимаемых мер. Налогоплательщик может оптимизировать свои налоговые выплаты, как принимая внутренние решения, не затрагивающие взаимоотношения с иными лицами, так и проявляя свои намерения во внешней среде. По такому принципу способы налоговой оптимизации могут состоять в выборе:

способов учета в целях налогообложения отдельных (как правило, однотипных) видов операций;

вида гражданско-правовых обязательств и (или) организационно-правовых форм совершения операции (сделки) или деятельности налогоплательщика.

Такая классификация не претендует на роль всеобъемлющей, но она, тем не менее, позволяет делать определенные обобщающие выводы.

Она позволяет, в частности, при выборе конкретных форм налоговой оптимизации определить допустимую степень налоговых рисков, в том числе с учетом состояния правоприменительной и судебной практики.

Это означает необходимость как превентивной (до начала реализации мер по налоговой оптимизации), так и постоянной (по мере необходимости) коррекции планируемых мер. Осознание как степени своих рисков, так и необходимости в случае возникновения конфликта отстаивать свои интересы позволит правильнее понять свои возможности и вероятность получения ожидаемого результата.

Одним из инструментов как налогового планирования, так и налоговой оптимизации является «учетная политика», определение которой содержится в ст. 11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика далеко не всегда рассматривается налогоплательщиками как действенный инструмент налоговой оптимизации, поскольку в большинстве случаев позволяет не корректировать объем налоговых обязательств в абсолютной величине, а лишь более оптимальным образом распределять их во времени. Однако, несмотря на это, говоря о налоговой оптимизации, нельзя не уделить внимание учетной политике.

Говоря о рисках, которые каждый налогоплательщик должен учитывать, предпринимая те или иные меры по налоговой оптимизации, нельзя не заметить, что оптимизируя налогообложение посредством учетной политики, налогоплательщик рискует меньше, нежели выбирая форму договора или вид осуществляемой деятельности. Как представляется, выбор одного из вариантов внутри многих элементов учетной политики может быть вообще никак не мотивирован, а равно не может подвергаться претензиям со стороны налоговых органов, поскольку изначально в НК РФ заложено право выбора налогоплательщиком любого из возможных способов внутри элемента учетной политики.

Вспомним основные предусмотренные НК РФ элементы учетной политики для налога на прибыль:

метод оценки сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ);

метод признания доходов и расходов (ст. 271–273 НК РФ);

метод оценки покупных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);

метод оценки стоимости ценных бумаг при их реализации (ст. 280 НК РФ);

использование пониженных норм амортизации (п. 10 ст. 259 НК РФ);

порядок учета расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр (п. 2 ст. 261 НК РФ);

формирование резервов (ст. 266, 267, 267.1, 324.1 НК РФ);

порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (ст. 288 НК РФ);

формы регистров налогового учета (ст. 314 НК РФ);

перечень прямых расходов (п. 2 ст. 320 НК РФ);

порядок распределения прямых расходов (формирование стоимости незавершенного производства).

Как видно, приведенный перечень является достаточно обширным. Элементы учетной политики охватывают многие участки налогового учета. Расчеты, основанные на моделировании и прогнозировании результатов деятельности налогоплательщика, могут способствовать выбору наиболее приемлемых и эффективных для налогоплательщика способов отражения и учета определенных операций.

Здесь же необходимо помнить, что не все ситуации, когда налогоплательщику положениями НК РФ дано право выбора способа учета тех или иных операций, могут иметь отношение к учетной политике. Так, например, НК РФ (п. 1 и 3 ст. 259 НК РФ) дает право выбора среди двух способов начисления амортизации (линейный и нелинейный метод). Однако из положений НК РФ не следует, что выбор метода амортизации подлежит закреплению в учетной политике и что после его выбора все амортизируемые основные средства (кроме тех, по которым НК РФ не дает право выбора) должны амортизироваться так, как единожды решил налогоплательщик. Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Из этого следует, что выбор способа амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту основных средств, а не закрепляется учетной политикой, после чего становится обязательным для всех объектов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Экологическое право как отрасль права
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Экологическое право ...

История развития экологии
Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Успехи научно-технической революции, бурным развитием которой ознаменовалась вторая половина ХХ века, лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство ...

Разделы