Экологический кризис как кризис культуры

Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологических, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.

Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, преобразование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Духовная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.

Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности, встроенности в Духовную Метасистему. Природа имеет свои пределы. Человеку они должны быть установлены в виде норм Культуры, в виде механизмов социальной жизни, которые ограничивают безграничные возможности, устремления и желания человека, его избыточную энергию, которая без соблюдения меры из творческой переходит в разрушающую. У человека нет экологической ниши, нет природного ограничителя. Такой нишей, таким ограничителем должна стать Культура. И человек должен быть носителем этой Культуры. И в таком случае он сам себе ограничитель. В этом и состоит, на мой взгляд, смысл понятия «духовный», то есть «нематериальный», то есть такой, который сознательно или подсознательно живёт в такой системе ценностей, когда материальное подчинено духовному, а не наоборот. Когда психологическая, эмоциональная радость жизни преобладает над телесным удовольствием от материального потребления, хотя радость не отрицает удовольствие. Эрих Фромм красиво показал, что мы живём в мире безрадостных удовольствий. Но жить без радости нельзя, жить без смыслов или сводить смыслы к материальному потреблению и удовольствию – путь в никуда. На вопрос, какими должны быть смысли человеческого существования и должна ответить Культура. Но вряд ли кто-то станет утверждать, что место смыслов могут занимать «новости экономики» или «новости биржи ценных бумаг». Экономика всегда была средством, условием осмысленной жизни, но не заменяла её. Только последние пару столетий мы концентрируем своё внимание на средствах, а не на цели. Успехи колоссальные. Технический и экономический прогресс очевиден и буквально ошеломляет, но обессмысливает нашу жизнь. Разве мы живём, чтобы приобрести новую модель iPhone!

Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.

Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.

Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Чтобы получить право называться «взрослым», необходимо пройти обряд инициации, и только такой взрослый получает право на потомство, семью и право решающего голоса. Не астрономический возраст (16 лет, или 18, или 21 год …), не биологические признаки (рост, вес, борода, размер лифчика…), а ещё и психическая сила и духовная зрелость, которые и должны проверяться в ходе инициации.

Необходимо новое, или хорошо забытое старое отношение к смерти. Нельзя бороться за жизнь отдельного человека ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Хотим мы того или не хотим, но здесь тоже работает диалектика «часть и целое». Поэтому легко можно переформулировать вопрос таким образом: человек или человечество? Жертвоприношение, которое присуще практически всем архаическим культура, я не склонен рассматривать как взятку божеству или духу-покровителю, как это традиционно толкуется. Более того, я склонен к мысли, что именно здесь – в отношении к смерти и в ритуале жертвоприношения – скрыт весь смысл Культуры.

Об этом трудно писать, поскольку общество пропитано фальшивыми лозунгами и идеалами агрессивного, так сказать, гуманизма. Но хватит пафоса гуманизма, который убивает и общество, и природу, а в конечном итоге – и отдельного человека.

При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодействующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию. Культура – это и есть иммунная система общества (вида, популяции), с помощью которой поддерживается популяционное (видовое), а значит и индивидуальное здоровье. А мы имеем сегодня в передовой Европе рост уродств и накопление генетического груза. Попытки обсуждения проблемы эвтаназии вызывают шок. А бомбёжки Ливии шок не вызывают! Безоговорочное право иметь потомство всеми половозрелыми особями оборачивается деградацией общества. Безответственное отношение к этому вопросу общества оборачивается тяжелой расплатой для всех. Почему всё общество должно заботиться о детях людей, которые не в состоянии ни материально, ни духовно воспитывать детей? В Германии очень много спецшкол, в которых пытаются восстановить нормальное развитие нормальных, но педагогически запущенных родителями детей. В то же время большинство нормальных, способных рожать и воспитывать детей мужчин и женщин не рожают детей, так как живут ради экономики, делают карьеру ради себя. Логика понятна, но она порочна и если её не изменить, не переломить, то жаловаться нам не на кого. Да и некому будет.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Экологическое состояние Челябинской области
В условиях глобальных изменений окружающей среды особую актуальность приобретают вопросы развития теории эколого-геохимической устойчивости почв, которая является важной составной частью теории устойчивости наземных экосистем и биосферы в целом. Понятие «устойчивость» применител ...

Некоторые аспекты накопления 90Sr и 90Y в березовом соке
Радионуклиды вэкологических исследованиях часто используются в качестве метки, с помощьюкоторой удобно отслеживать движение их химических и изотопных аналогов. Так, 137Csотражает миграцию калия и стабильного цезия, 90Sr v кальция истабильного стронция. Поэтому изучение перерасп ...

Разделы