Развитие методологии экономического анализа экосистемных услуг для обеспечения рационального природопользования

В современных условиях для организации рационального природопользования, профилактики истощения социально и экономически значимых природных ресурсов повышается значимость системы управления природно-ресурсным сектором, действенность которой во многом зависит от эффективного информационного обеспечения, т.е. своевременного получения и анализа полной и достоверной информации о запасах различных видов природных ресурсов, направлениях, темпах их использования и получаемых доходах.

Анализ практики управления природопользованием в России и за рубежом, экспериментальные исследования в различных регионах Российской Федерации показали, что такие потребности могут быть реализованы путем применения специального инновационного алгоритма принятия управленческих решений по обеспечению рационального природопользования, основанного на результатах мониторинга экономической ценности природного капитала. Он разработан НПП «Кадастр» [7] на базе и в развитие положений и принципов стандартов системы управления охраной окружающей среды ISO 14000, ГОСТ Р ИСО 14004–98, модель которой «Алгоритм принятия управленческих решений по обеспечению рационального природопользования» опирается на базовую методологию эколого-экономического учета (ООН). Последняя позволяет осуществлять мониторинг ценности природного капитала (например, на этапе планирования, на этапе изменения и оценки результатов) для принятия обоснованных решений по управлению природопользованием.

Функционирование предлагаемой модели не представляется возможным в условиях отсутствия институциональных условий для функционирования системы мониторинга ценности природного капитала на местном уровне.

Исследования деятельности органов местного самоуправления в сфере природопользования показали, что у районных администраций отсутствует мотивация ведения учета денежных потоков, возникающих в сфере природопользования. Существующая система управления исключила органы местного самоуправления из сферы управления природопользованием, что способствовало их отчуждению от большей части природных ресурсов и обусловило сходство с природопользователями.

Несовершенство законодательства о местном самоуправлении усиливает негативные процессы в природопользовании и вызывает отчуждение населения от природных ресурсов, утрату традиционных навыков природопользования, провоцирует природопользователей максимально эксплуатировать природные ресурсы, не заботясь об их сохранении.

Парадоксальная ситуация «бедные регионы – богатая природа» оборачивается деградацией экосистемных услуг в попытке бедных районов повысить уровень материального благосостояния на основе традиционных природоэксплуатирующих подходов [3].

Для снятия существующих противоречий и повышения экономической эффективности в системе природопользования необходима реформа власти на уровне местного самоуправления при закреплении за ним полномочий и ответственности в сфере регулирования природопользования. Наделение полномочиями при отсутствии законодательно установленного порядка учета и оценки в сфере природопользования может дать отрицательный результат.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

Публикации по єкологии

Экология землепользования как наука
Актуальность темы исследования. Проблемы использования и оценки городских земель в условиях реформирования социально – экономического развития городского хозяйства, совершенствования системы земельного налогообложения, а также все усиливающегося антропогенного воздействия на ок ...

Новые понятия налогового права и арбитражная налоговая практика
Система налогообложения в России проходит очередной виток реформирования и на протяжении почти 20 лет все еще находится в стадии становления. В последние годы в ней используются новые понятия «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», «налоговая выгода», которые не полу ...

Разделы