Ценность времени и возможности ноосферного развития

К концу XX века перед человечеством явно обозначилась дилемма: или погибнуть — или стать единым, как бы это ни было сложно, преобразовавшись в сторону очеловеченности и действительной разумности жизни. Об этом мечтали В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден и другие мыслители, создавая концепцию ноосферы. Но если цивилизация сохранится и будет изменяться в перспективном направлении, то помимо всего прочего в уже не столь отдаленном будущем должны измениться динамика жизни, ее темпы, ритмы, само течение времени, его характер и его ценность. Это связано с очевидно неизбежным замедлением скорости научно-технического прогресса традиционного типа и усилением внимания к душе каждого человека, ибо именно отдельный человек должен стать высшей ценностью в случае превращения мировой цивилизации в мировую культуру, которой пока что нет.

Есть разные культуры разных типов, и возможности их сближения, диалогов между ними осложнены многим, а в частности, тем, что каждая из них породила свои особенности времени и его ценности, существенно воздействующие на нее, на жизнь людей. Так, европейский Запад (а позже это развилось в США) создал необычайно рационализованное время, которое дальше рационализует жизнь. При этом стали ценны исчезающие мгновения и их быстротекущая череда. Ценность времени — высока, но ценно прежде всего настоящее в его отношении к будущему.

Хотя имеются региональные, и немалые, отличия, — для всего азиатского Востока характерна скорее ценность вечности, даже в сиюминутном. С этим связана ориентированность на сохранение традиций, вкусов, вообще прошлого в настоящем и будущем. Это фиксируется в рационализованной ритуализации жизни и в длящейся неге пребывания “здесь и теперь”, порой нарушаемой, впрочем, взрыванием длительности.

Доминантой африканских и латиноамериканских культур в плане темпоральности, похоже, является эмоциональная ритмичность, ориентация на четко-ритмичную дробность длительности. Время же само по себе, кажется, не существует в качестве ценности в этих культурах, но зато оно и не очень давит человека.

В русской культуре время не только более аморфно, чем в других, но и ощущаемо как чуждая духу давящая антиценность, созданная цивилизацией. Русским присущи презрение к ценности времени, к расчету его, нелюбовь делать что-либо вовремя и размеренно, нежелание благоустраиваться в настоящем и неспособность отрешаться от давления времени ни в африканском (или латиноамериканском) варианте, ни в наслаждении от расслабленности лени азиатского типа (наша лень совсем другая), ни в созерцательности углубления в вечность.

Важно понимать, что все особенности времени и его ценности возникали в общем стихийно. Время и мыслилось как нечто объективное, внешнее, как то, в чем человек и его жизнь находятся. Но отношение “человек — мир” уже давно осмысливается по-другому. Н.Н.Моисеев пишет о духовном мире человека, который должен стать определяющим фактором планетарного или даже космического развития. Что касается времени, то еще П.Чаадаев заметил, что Бог его не создал, а предоставил его создавать человеку. П.A.Флоренский утверждал, что время может расстраиваться пассивностью сознания и строится его активностью. Перспективы ноосферного развития связаны с этим, ибо если человечество будет двигаться в направлении к единству, основанному на действительном приоритете ценности отдельного человека, то потребуется строение времени разумное в высшей степени. Ведь говоря о разумности, следует иметь в виду не рацио, не рассудок, а человеческий разум, который не может быть безразличным к тому, что называется душой, сердцем, к тому, без чего человек не является человеком, по крайней мере в нашем нынешнем понимании.

Публикации по єкологии

Экологические проблемы Богучанской ГЭС
Богучанская ГЭС строится уже более 20 лет. Год начала строительства - 1980, подготовительные работы начаты в 1974 году. Проект ГЭС в ходе проектирования и строительства неоднократно претерпевал изменения. По первоначальным планам мощность ГЭС должна была составить 4000 МВт. ...

Технология защиты воздушного бассейна (атмосферы) от загрязнений
Этот краткийобзор технологии защиты атмосферы не рассчитан на специалистов, многое в немсильно упрощено (для специалистов есть толстые и подробные книги), но он даетосновное понятие о методах очистки. Для начала --вещь, которую следует четко понять и усвоить, и повторять кот ...

Разделы