Экологическая характеристика городских почв в санитарно-защитных зонах г. Волжского Волгоградской области

Для характеристики морфологического строения почв приводим описание почвенного разреза по генетическим горизонтам:

А1 (0-29 см) - сухой, коричневый с серым оттенком, тяжелосуглинистый, трещиноватость по всему горизонту, структура ореховато-призмати- ческая, мелкопористый, много корней, вскипание интенсивное, переход по плотности и окраске постепенный;

В1 (29-51 см) - увлажнен, коричневато-палевый, тяжелосуглинистый, очень плотный, структура ореховато-призматическая, отмечается трещиноватость, мелкопористый, много корней, вскипание интенсивное, переход по плотности и окраске постепенный;

В2 (51-78 см) - влажный, коричневый, тяжелосуглинистый, плотный, гумусовые затеки, структура призматически-комковатая, корни растений обильно, переход постепенный;

В2ВК (78-95 см) - влажный, темно-коричневый, имеются карбонатные конкреции, структура комковато-призматическая, мелкопористый, переход ясный;

ВК (95-116 см) - влажный, белесовато-палевый, тяжелосуглинистый с прожилками воднорастворимых солей, ореховато-призматический, крупнопористый, корни единичные, переход резкий;

В3 (116-146 см) - сырой, шоколадного цвета, уплотнен, пластинчато-плитчатый, глянец на структурных отдельностях, обильные железистомарганцевые конкреции, мелкопористый, корни единично, переход ясный;

В3С1 (146-156 см) - влажный, неоднородный по окраске - от темно-коричневого до палевого, уплотнен, пластинчато-плитчатый, переход заметный;

В3С2 (156-178 см) - влажный, неоднородный по окраске и по механическому составу (слои шоколадной глины чередуются с прослойками палевого суглинка), прожилки воднорастворимых солей, уплотнен, пластинчато-плитчатый, корни единичные, переход заметный;

С (178-300 см) - сырой, палево-желтый, уплотнен, комковатый, прожилки легкорастворимых солей в небольшом количестве, пористый, отмечаются вкрапления железа, корни единичные.

Водно-физические свойства почв района исследований близки к зональным для светло-каштановых почв, сформированных на хвалынских засоленных шоколадных глинах [1]. Коэффициент фильт - рации шоколадной глины составляет 0,03 м/сут, что создает определенные трудности в достижении естественного промывного эффекта.

Первопричиной, определяющей степень лесо- пригодности почв, является сухость климата, от которой зависит как глубина промачивания поч- вогрунта, так и общий запас продуктивной влаги в нем и засоленность. При этом там, где глубокие влагоемкие грунты являются более соленосными, а древесные насаждения пользуются влагой в основном верхних слоев почвогрунта, глубина залегания солевых горизонтов является определяющим фактором долговечности древесных насаждений. Это подтверждается исследованиями, проведенными в районе гослесополосы Саратов - Астрахань на территории Волгоградского Заволжья с засушливым климатом, солонцеватостью и засоленностью почвенного профиля, которые показали, что игнорирование степени солонцеватости, количественного и качественного состава солей, глубины залегания солевого горизонта в почве является одной из главных причин часто наблюдаемой недолговечности древесных насаждений [2].

Работами ВНИАЛМИ доказано, что одним из основных показателей лесопригодности почв для всех древесных пород является конкретная глубина залегания солевого горизонта (содержание воднорастворимых солей <0,6%): при глубине солевого горизонта до 1 м вяз погибает в возрасте 57 лет, на глубине 2 м - в 10-12 лет, а при незасо- ленности слоя почвогрунта 0-3 м - в 15 лет [3].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Экологический учет и отчетность на предприятии
На современном этапе развития экономики и общества разработка и применение таких методов ведения хозяйства, которые учитывали бы природные равновесия в сторону минимальных вредных воздействий или приводили к улучшению природного потенциала, требует от хозяйствующих субъектов оц ...

Методы снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмос ...

Разделы