Природные ресурсы

При обсуждении проблемы природных ресурсов, с учетом определения, которое приведено выше, возникают некоторые соображения, до последнего времени не учитывавшиеся, но которые в современную пору информационной революции не учитываться уже не могут. Речь идет о таких видах ресурсов, как здоровье общества, его генетический фонд, интеллект, знания (информация) и умения. Hасколько правомерно или неправомерно отнести указанные категории к природным ресурсам? Попробуем рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) человек есть производное от социума, но одновременно - часть природы, живого вещества ее биосферы;

2) интеллект человека - его ум, способность к познанию, мышлению есть производное человеческого опыта и образования. Он развивается от поколения к поколению, определяя, в конечном итоге, научно-технический потенциал общества, условия и последствия его взаимодействия с природной средой;

3) взаимодействие с природной средой опирается, помимо энергетических и технологических оснований на знание законов социума (экономики), с одной стороны, и законов природы - с другой. В свою очередь понимание этих законов зиждется на накопленном тысячелетнем опыте многих поколений людей, их знаниях и представлениях, информации об этом мире. Правомерно, ли сравнить интеллект, знания и уменья, как современные духовные ресурсы, накопленные поколениями людей в процессе труда и развития, например, с органическим горизонтом почвы, накопленным за многие тысячелетия “трудом” почвенных организмов. Представляется, что правомерно. И хотя сравнение не есть доказательство, оно все таки говорит в пользу отнесения интеллекта, знаний и умений людей к особой, духовной категории природных ресурсов.

Поэтому все природные ресурсы правомерно подразделить на 2 категории: ресурсы материальные и ресурсы людские. Отталкиваясь от сказанного попробуем рассмотреть те и другие и определиться с некоторыми направлениями рационализации их использования.

В последующем курсе предстоит рассмотреть, в самом общем виде, покомпонентное использование природных ресурсов Земли, его последствия и типичные частные мероприятия, направленные к рационализации использования того или иного вида природных ресурсов, подчеркнув далеко не всеобъемлющий характер рассмотренных далее мероприятий, направленных к снижению ущербов, наносимых природе. А прежде – предлагаемую ниже классификацию природных ресурсов Земли, предлагаемую авторами настоящего курса (табл. 1).

До последнего времени к невозобновимым геологическим ресурсам относили исключительно полезные ископаемые, сосредоточенные в соответствующих месторождениях. Hыне правомерно, наряду с ними, к невозобновимым геологическим ресурсам отнести также подземное пространство, которое используется все шире, поскольку, по мере развития техники, многие инженерные системы уходят в глубь Земли, освобождая ее поверхность исключительно для жилищного строительства и использования земель в целях воспроизводства биоресурсов.

Таблица 1.Классификация природных ресурсов Земли

Материальные

Невозобновимые

Геологические

Ограниченно возобновимые

Минеральные воды и грязи

Почвенные

Рекреационные

Комплексные (ландшафтные)

Подземное пространство

Возобновимые

Водные

Биологические

Климатические

Генетические (генофонд)

Социальные

Ограниченно возобновимые

Здоровье

Интеллект

Знания

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Экология Амура
Различают несколько уровней загрязнения. Первый класс - обозначает "вода очень чистая", второй - " чистая", третий - "вода умеренно загрязненная", четвертый - "вода загрязненная" и пятый - "грязная". Несколько лет назад специали ...

Методы снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмос ...

Разделы