Экологические проблемы космодрома “Плесецк”

На территории Архангельской области в качестве одного из источников техногенного воздействия на среду обитания человека выступает космодром "Плесецк". Экологические проблемы космодрома можно разделить на две группы – объективные и субъективные. Все эти проблемы порождены человеком, но эти проблемы принципиально отличаются друг от друга. Объективные проблемы обусловлены тем врожденным недостатком любого технического устройства, что оно неизбежно оказывает определенное отрицательное влияние на окружающую природную среду.

Субъективные проблемы космодрома порождены, с одной стороны, незнанием физико-химических процессов, происходящих в ходе эксплуатации ракетно-космической техники, а с другой стороны, характерной для подавляющего большинства людей панической боязнью неизвестного. В результате этого ракетно-космической техники приписываются сверхестественные масштабы воздействия на природу. Рассмотрим эти проблемы.

Субъективные экологические проблемы космодрома.

Начиная с 1990 года отечественные средства массовой информации как регионального, так и центрального уровней усиленно формируют в обществе стереотип особой экологической опасности отечественной ракетно-космической техники.

Если верить сообщениям средств массовой информации, то стартующие с космодрома ракеты во время своего полета обильно орошают ракетным топливом десятки миллионов гектаров земли в радиусе 100 км.

Утверждается, что якобы найдены опасные следы ракетного топлива в кормовой растительности и мясе животных. Причем нередко в больших концентрациях. И тут же без тени смущения утверждается, что это самое топливо трудно обнаружить и нет методов определения его концентраций. Тогда непонятно, как удалось обнаружить эти самые “опасные следы”?

По мнению авторов подобных публикаций, ракетное топливо является чуть ли не самым ядовитым веществом из известных Человечеству и оно вызывает тяжелые отравления даже в бесконечно малых дозах. В качестве подтверждения сообщается, что прапорщики, которые в течение нескольких лет постоянно занимаются заправкой, умирают. Правда при этом становится непонятно, как офицеры умудряются и 10, и 20, и более лет без вреда для своего здоровья работать на этом заправочном оборудовании, возле которого не выдерживают “прапорщики”?

Утверждается, что у людей, находящихся в зоне влияния космодрома “Плесецк”, якобы удалось выявить отравления компонентами ракетных топлив и их производными. Но при этом исключение составляют жители города Мирный, проживающие и работающие в зоне максимального влияния космодрома.

Так вкратце выглядит космодром “Плесецк” глазами средств массовой информации.

Степень достоверности приведенных выше “аргументов и фактов” наглядно иллюстрирует следующая цитата: "гептил, по-научному, азотная кислота плюс несимметричный диметилгидразин или НДМГ". Для справки — при контакте НДМГ с азотной кислотой или азотным тетраоксидом немедленно начинается бурная химическая реакция горения НДМГ с образованием разогретой до 3500o. К смеси молекул и ионов воды, окиси и двуокиси углерода и азота. Справедливости ради надо отметить, что путаницы с “гептилом” более чем достаточно. Например, на заседании Комитета по чрезвычайным ситуациям республики Саха-Якутии 1 февраля 1994 года депутат А.И.Чомчоев заявил: "Гептил еще вреднее, чем сам гептил. Гептил это фосфорорганическое отравляющее вещество". Но депутат А. Чомчоев прав в одном — по своим токсическим свойствам “гептил” не соответствует ни одному из используемых в настоящее время компонентов ракетного топлива. Описываемые в средствах массовой информации случаи отравления “гептилом” больше всего похожи на отравления пестицидами. Характерно то, что в эксплуатационной документации на ракетные комплексы и в ГОСТах, на которые ссылается эта документация, термин “гептил” не используется!

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по єкологии

Экологические проблемы Кузбасса
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием НТП. Однако он же и поставил жизнь земли на грань экологической катастрофы. Интенсификация добычи и использования природных ресурсов, урбанизация и огромные объемы вредных выбросов, изменением природы. Широкое ...

Обращение с отходами на ООО ПАП Транспорт–Экспресс
Транспорт – один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практич ...

Разделы