Экологические проблемы рек Омской области и пути их решения

В 70 е годы XX века бесконтрольная добыча песка в черте города Омска на строительные нужды, дноуглубительные работы на перекатах привели к интенсивному снижению отметок уровней и дна реки на этом участке. В неудовлетворительных условиях эксплуатации оказались водозаборы коммунального и технического водоснабжения, выпуски сточных вод, дюкерные переходы, набережные, причальные сооружения речного порта. В целях упорядочения хозяйственного использования и предотвращения дальнейшего снижения уровней воды р. Иртыша у г. Омска с 1985 запрещена безвозвратная добыча песка из русла Иртыша на участке от д. Новая Станица до пос. Береговой, а с 1986 года - от с. Усть-Заостровка до пос. Чернолучье.

В настоящее время строительный песок в русле реки Иртыша в этом районе вновь добывается практически бесконтрольно. При этом организации, не имеющие лицензии на этот вид деятельности, предпочитают добывать песок в 50-километровой водоохранной зоне Омска. Выгода большая. Это короткое транспортное плечо, низкие затраты на работы, неуплата налогов.

В Правительстве Омской области разработана программа контроля за добычей песка в русле реки Иртыша. Отныне лицензии на право его добычи власти намерены реализовывать на открытых аукционах, чтобы вытеснить с рынка нелегально работающих предпринимателей и повысить качество песка. Бороться с незаконной добычей песка контролирующие органы намерены совместно с природоохранной прокуратурой в судебном порядке.

Для обеспечения оптимального уровенного режима р. Иртыш и нормальной работы водозаборных сооружений и судоходства потребуется осуществление специальных гидротехнических мероприятий, исключая неконтролируемые дноуглубительные работы. Как отмечалось ранее, правый берег Иртыша в пределах Омской области подвержен разрушению и деформациям. Особенно в зоне негативного воздействия оказались населенные пункты р.ц Черлак, пригороды г. Омска, Большеречье, Тара, Тевриз и с. Усть-Ишим. Берегоукрепление проводится в Черлакском, Усть-Ишимском и Большереченском районах, но их темпы и объемы крайне недостаточны.

В 2006-2007 годах выполнены работы по берегоукреплению левого берега р. Иртыш в районе больничного комплекса в р.п. Большеречье. Выполнение берегоукрепительных работ было вызвано необходимостью предотвратить опасность обрушения ослабленного участка крутого берега Иртыша (высотой 14-16 м) с расположенными на нем жилыми и административными зданиями, вследствие его интенсивного размыва (до 3 м в год). Проектом предусматривалось выполнить берегоукрепительное сооружение полуоткосного профиля общей длиной 200 м по линии регулирования.

Затраты по выполнению работ на строительстве объекта составили в 2006 г 47914,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 47314,0 тыс. рублей. Средства областного бюджета составили 600,0 тыс. рублей. Фактически это единственный пока положительный пример грамотного берегоукрепления в сельских районах области. Ситуация по разрушению береговой полосы реки Оми в границах Нижне-Омского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов аналогична.

В 2007 году на охрану вод и восстановление водных объектов было выделено 344.186 млн. р, в том числе: из федерального бюджета 1,979 млн. руб, инвестиций предприятий 342.208 млн. руб, из областного бюджета ничего не выделено, освоено всего 394,859 млн. руб, в том числе: из федерального бюджета 1.978 млн. руб, инвестиций предприятий 392.881 млн.руб.

В заключении следует отметить, что для улучшения состояния водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской области необходимо проведение ряда мероприятий:

1. По улучшению гидрохимического состояния водных объектов:

1. повышение эффективности работы действующих очистных сооружений;

2. строительство новых очистных сооружений на промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных объектах;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Обращение с отходами на ООО ПАП Транспорт–Экспресс
Транспорт – один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практич ...

Экологическое содержание научно-технической революции
Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производственных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. НТР началась с середины XX века. Резко ускоряет научно технический ...

Разделы