Экологическое воспитание в школе

Иными словами, социально-экологическое образование предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование выступает одной из форм накопления и отражения социально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогической этнической, социальной, трудовой, экономической). В процессе его практической реализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворять соответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоение содержания социально-экологического образования школьников предполагает и определенный результат, который в самом общем виде заключается в культуре отношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовности личности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объеме адекватных знаний, умений и навыков.

Первой ступенью системы непрерывного экологического и социального образования является дошкольная ступень. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие личности, закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру - природе, другим людям, культуре.

Современная ситуация взаимодействия общества с окружающей природной средой объективно требует разработки целостного содержания социально-экологического образования. Именно оно поможет растущему человеку включаться в социально-экологические отношения, жить и действовать в них. В самом общем виде его сущность заключается, во-первых в системе знаний о взаимодействии общества и человека с природной средой; о способах этого взаимодействия, позволяющих формировать целостную картину об окружающем человека мире и овладевать системой методов познания реальной социально-экологической действительности и практической деятельности в ней. В эту систему включены знания об основных объектах среды: природе, обществе, человеке и технике. Во-вторых, содержание СЭО включает систему тех интеллектуальных и практических умений и навыков, которые способствуют установлению реальных связей со всеми элементами среды и которые становятся затем основой будущей деятельности в ней. В-третьих, накопленный опыт творческой деятельности, обусловленный многообразием реального мира и необходимостью, в связи с этим, неординарных подходов к его освоению, содействию дальнейшему развитию. В-четвертых, опыт эмоционально-оценочного, волевого отношения к социально-экологической реальности, каждому ее элементу, к себе. Это обеспечит формирование психологической готовности личности к оптимальному взаимодействию со средой, убежденности в обязательном ее сохранении, восстановлении и возобновлении, усвоении системы социально-экологических ценностей.

Подытоживая отметим, что выделенная сущность социально-экологического образования определяет содержательно-деятельностный компонент, обозначает необходимость и область поиска закономерностей и принципов его функционирования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Ионообменная хроматография вредных веществ в анализе объектов окружающей среды
Аналитическое применение ионнобменных процессов чрезвычайно разнообразно. Они используются в качественном и количественном анализе как вспомогательные операции в самых различных целях. Наиболее обширной областью использования ионообменных процессов следует считать хроматограф ...

Экологическое состояние бассейна реки Западная Двина в пределах Смоленской области
Экология является одним из основных и передовых направлений функционирования и развития политических, экономических, промышленных и научных систем. Сформировавшись, как наука, во второй половине XIX века, она вышла на первый план в XX веке, когда последствия двух мировых войн, г ...

Разделы