Виды экологического контроля

Государственный экологический контроль. В законе «Об охране окружающей природной среды» указывается, что система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием природной среды, государственного производственного и общественного контроля[9].

В пределах предоставленной компетенции государственный экологический контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Рассмотрим полномочия должностных лиц и специалистов этих органов в части реализации ими функции государственного экологического контроля на примере органов министерства природных ресурсов.

Должностные лица и специалисты комитетов по охране окружающей среды имеют право беспрепятственно посещать объединения, предприятия, организации и другие органы, требовать предоставления информации, касающейся природной деятельности, знакомиться с документами, отражающими природоохранную деятельность.

В их компетенцию входят также и другие меры, например, запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного значения, когда нарушаются нормы и правила охраны окружающей природной среды. Аннуляция лицензии (разрешения) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них, привлечение лиц, нарушивших природоохранное законодательство, к административной ответственности.

Схожими полномочиями, по существу, обладают должностные лица и специалисты других уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды с учетом профиля их деятельности. Так, государственные санитарные врачи имеют право приостанавливать или запрещать эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства до проведения необходимых санитарных и противоэпидемических мероприятий. Ветеринарные врачи вправе приостанавливать или запрещать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. Конституцией Российской Федерации и Законом «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за исполнением российского законодательства, включая и экологическое законодательство, являющееся его составной частью.

Все другие правоохранительные органы в определенной мере способствуют проведению в жизнь требований экологического законодательства и оздоровлению окружающей природной среды.

Конституционный суд Российской Федерации, конституционные суды республик в соответствии с законом «О Конституционном Суде Российский Федерации» разрешают дела о согласованности федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, конституций, уставов и иных актов субъектов Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе России, краевые, городские, областные, районные и иные суды рассматривают исковые заявления физических и юридических лиц о возмещении вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде, уголовные дела об экологических преступлениях.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов, автономной области, автономных округов в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» разрешают споры между юридическими лицами, связанные с причинением вреда в результате нарушений законодательства об охране окружающей природной среды.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в основном через органы милиции, в рамках предоставленной им компетенции оказывают содействие органам экологического контроля при задержании правонарушителей, изъятии у них запрещенных орудий лова, охоты, результатов незаконно добытого промысла, после чего возбуждают уголовные дела и ведут по ним предварительное следствие.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Экологический мониторинг нефтяных загрязнений
Экологический мониторинг - система контроля антропогенных загрязнений окружающей среды. Природные экологические системы тесно взаимодействуют друг с другом. Это предопределяет сложность и необходимость учета различных природных и химических факторов при контроле качества окружа ...

Экологические проблемы Кузбасса
XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием НТП. Однако он же и поставил жизнь земли на грань экологической катастрофы. Интенсификация добычи и использования природных ресурсов, урбанизация и огромные объемы вредных выбросов, изменением природы. Широкое ...

Разделы