Формирование экологической культуры

Экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящий экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием «экологическая культура» охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы «общество — природа».

Отношение к природе как самоценности культивирует высшие тончайшие проявления человеческой субъективности, дает возможность наиболее полного, универсального развития человека. Чем более развивается мир человека, тем глубже и шире становятся его связи с природой. Человеческое отношение к природе ради нее самой, составляющее суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое человеческое существование, свои потребности с природными возможностями[4].

В целом можно проследить две основные группы ценностных установок в отношении к природе, которые в отдельные периоды человеческой истории доминировали в общественном сознании, но полностью не исключали одна другую[5].

Первая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она присутствует в общественном сознании, начиная с поздней античности, но стала доминирующей в жизни общества с Нового времени благодаря идеологии христианства и становлению капиталистической формации. Основоположники классической науки и рационалистически ориентированного гуманизма представляли природу как машину, рассматривали ее как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия.

Ориентация на потребительство в конечном итоге привела к истощению и деградации природной среды. Природу следует рассматривать как непреходящую ценность, имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Безумное потребительство оборачивается деградацией и природы, и человеческой личности.

Вторая группа ценностных установок на природу заключается в поклонении природе ее романтизации. Она исторически более древняя, всегда была представлена в общественном сознании и являлась доминирующей в древних культурах.

При всей полярности указанных ориентации в ценностных установках природа в них рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку. Коэволюция общества и природы предполагает, что в окружающей природе видят ценность культуры. То есть «гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой»[6].

Гуманизм, признающий ценность отдельного человека как личности, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, немыслим без самого главного права человека жить в чистой природной среде.

Вот почему впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как реальность, существующую независимо от людей.

Такое понимание в какой-то мере следует из философии Декарта, в которой представлены две взаимно независимые субстанции — мертвая протяженная материя и дух, способный мыслить[7]. Под ее влиянием обычно принималось положение, что знания о мире и человеческая производственная деятельность внутренне не связаны с нравственными ценностями и духовным призванием человека.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по єкологии

Микростациальное распределение насекомых в среднетаежных лесах Койгородского района республики Коми
Лесной биоценоз – это сообщество деревьев, кустарников, травянистой растительности, почвы, животных и других организмов, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Одним из важнейших компонентов лесных биоценозов являются почва, гниющая древесина и дереворазрушающие грибы. Зако ...

Колебание численности в популяциях
Популяция (от лат. - populus - народ, население) - одно из центральных понятий в экологии и обозначает совокупность особей одного вида, которая обладает общим генофондом и имеет общую территорию. Она является первой надорганизменной биологической системой. Основным свойством по ...

Разделы