Элементы экономического механизма охраны окружающей среды

В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

платность природопользования;

система экономического стимулирования природоохранной деятельности;

плата за загрязнение окружающей природной среды;

создание рынка природных ресурсов;

совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей;

экологические фонды;

экологические программы;

продажа права на загрязнение;

система "залог - возврат";

экологическое страхование.

Платность природопользования

должна включать плату:

1) за право пользования природными ресурсами;

2) за воспроизводство и охрану окружающей среды.

Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы

за нарушение экосистемы.

Платное природопользование во многом определяет характер системы экономического стимулирования

природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение ("зеленые" налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего.

Многие страны собираются в ближайшее время ввести "углеродный" налог - налог на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделали Финляндия и Нидерланды).

Плата за природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколько процентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит более адекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсов и создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, это позволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.

Должна претерпеть изменение система государственного субсидирования

экономики. До последнего времени государственные субсидии фактически способствовали разрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений, использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйстве применение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение, осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России для промышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкости экономики.

Ускоренная амортизация

основных фондов является хорошо опробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности научно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает чистая прибыль.

Важным элементом в системе экономического механизма природопользования являются платежи за загрязнение природной среды

.

Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа "загрязнитель платит".

Россия оказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение (январь 1991 года). Введено три вида платы:

за выброс в атмосферу загрязняющих веществ;

за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

за размещение отходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по єкологии

Изучение производственной деятельности лечебно–оздоровительного комплекса Радуга
Особенностью современного этапа хозяйственного развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи экономического и экологического благополучия. Говоря о проблемах России в период перехода страны к рыночной экономике, необходимо уделить особое внимание экономическо ...

Характеристика водных объектов Челябинской области и источники их загрязнения
По территории Челябинской области протекает 3602 реки общей протяженностью 17,925 тыс. км, находится 467 прудов и водохранилищ, 3170 озер общей площадью 2125 км2 (из них 1340 учтенных озер общей площадью водной поверхности свыше 1500 км2), принадлежащих бассейнам Каспийского моря (реки ...

Разделы