История экологической этики в России

1865 год в стране было создано русское общество покровительства животным. Естественно, ни о какой экологии речи тогда идти не могло, также как и об экологической этике в современном понимании этого термина. Но многие позиции тогдашних "покровителей животных" очевидно сходятся со взорами современных активистов движения за права животных.

В начале 20 века в русской империи зародилось движение в защиту памятников природы, в котором ученые-биологи Г.А. Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский, И.П. Бородин, Д.Н. Кайгородов основали этико-эстетический (в различие от научного либо хозяйственного) подход.

Выступая в 1908 г. На Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде доктор столичного института Григорий Александрович Кожевников поставил вопрос, в первый раз в стране, "о праве первобытной природы на существование". Петербугский доктор Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский в 1919 г. Продолжил мысль Кожевникова: " .Ведь, есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней в особенности уместно в наше время разгара чисто материалистических стремлений и, несмотря на волну подъема социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это - сторона вопроса чисто этическая".

Серьезным вкладом в pазвитие экологической этики в России явилось издание ровно сто лет назад, в 1899 г. В С.-Петеpбуpге книги pусского пpавоведа С. Фишеpа "Человек и животное. Этико-юpидический очеpк". Автоp впеpвые в России заявил, что: 1) Госудаpство обязано охpанять интеpесы животных; 2) Эта охpана обязана выpазиться в пpавовых ноpмах; 3) наилучшим сpедством для этого является пpизнане пpавовой личности животных, т.Е. Наделение животных известной долей пpавоспособности". По мнению С. Фишеpа, все животные (не лишь домашние) "заслуживают непосpедственной уголовно-пpавовой охpаны pади самих себя". Эта pабота и по сей день является выдающимся взлетом русской этической мысли по отношению к пpиpоде.

Причем нужно отметить, что этические вопросы по отношению к природе поднимались не лишь столичными природоохранниками, но и на периферии. Организатор Астраханского заповедника астраханский краевед В.Хлебников, выступая в 1919 г. На съезде лесоводов в Астрахани заявил: "Человеку легче победить и подчинить себе силы природы, чем самого себя. В данной борьбе человека со своими издревле наследственными звериными побуждениями одним из самых принципиальных средств к победе является привычка. Любая пролитая капля чужой крови упрощает пролитие следующей капли и, напротив, чем реже человек видит кровь, тем труднее ему глядеть на нее. Для совершенствования человеческой личности в полном высоком смысле этого слова вредно всякое убийство, вредно даже роль в нем .".

Но в 30-х годах, как образно пишет А. Стручков "голоса эстетически-этического подхода замолчали в пустыне "социалистического стройки". Этико-эстетический подход мог родиться лишь в высококультурной среде определенной части деятелей охраны природы, в большей степени больших академических ученых - зоологов, ботаников, географов, частенько выходцев из дворянских фамилий - знатоков и любителей поэзии, живописи, театра. Как совсем справедливо заметил с-петербугский историк Д. Александров: "Повседневность этих ученых окрашена в эстетические и этические тона, значения жизненного опыта оказываются этическими и эстетическими" (Александров, 1994). Сама охрана природы казалась им ближе к охране памятников культуры как по этическими, так и эстетическим и религиозным суждениям. Конкретно эти люди игрались первую скрипку в русском заповедном деле и охране дикой природы. Но позднее (вплоть до 70-х--80-х годов 20 века) им на смену в заповедное дело пришли лесники и биологи-охотоведы (в большей степени выпускниками подмосковного пушно-мехового института, ученики известного преобразователя природы П. Мантейфеля). заместо этико-эстетического они проповедовали хозяйственный научно-преобразовательный подход в охране природы. В большей степени им была чужда какая - или этика либо эстетика, ибо время и их образ жизни воспитали новейших деятелей заповедного дела в СССР прагматиками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по єкологии

Методы снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду
В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Автомобили сжигают огромное количество нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмос ...

Экологическое состояние бассейна реки Западная Двина в пределах Смоленской области
Экология является одним из основных и передовых направлений функционирования и развития политических, экономических, промышленных и научных систем. Сформировавшись, как наука, во второй половине XIX века, она вышла на первый план в XX веке, когда последствия двух мировых войн, г ...

Разделы