История экологической этики в России

1865 год в стране было создано русское общество покровительства животным. Естественно, ни о какой экологии речи тогда идти не могло, также как и об экологической этике в современном понимании этого термина. Но многие позиции тогдашних "покровителей животных" очевидно сходятся со взорами современных активистов движения за права животных.

В начале 20 века в русской империи зародилось движение в защиту памятников природы, в котором ученые-биологи Г.А. Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский, И.П. Бородин, Д.Н. Кайгородов основали этико-эстетический (в различие от научного либо хозяйственного) подход.

Выступая в 1908 г. На Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде доктор столичного института Григорий Александрович Кожевников поставил вопрос, в первый раз в стране, "о праве первобытной природы на существование". Петербугский доктор Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский в 1919 г. Продолжил мысль Кожевникова: " .Ведь, есть еще одна сторона в деле охраны очагов свободной природы, на которой мне хочется, хотя бы на минуту, остановиться. Напомнить о ней в особенности уместно в наше время разгара чисто материалистических стремлений и, несмотря на волну подъема социалистических идей, все же, увы, эгоистических настроений. Это - сторона вопроса чисто этическая".

Серьезным вкладом в pазвитие экологической этики в России явилось издание ровно сто лет назад, в 1899 г. В С.-Петеpбуpге книги pусского пpавоведа С. Фишеpа "Человек и животное. Этико-юpидический очеpк". Автоp впеpвые в России заявил, что: 1) Госудаpство обязано охpанять интеpесы животных; 2) Эта охpана обязана выpазиться в пpавовых ноpмах; 3) наилучшим сpедством для этого является пpизнане пpавовой личности животных, т.Е. Наделение животных известной долей пpавоспособности". По мнению С. Фишеpа, все животные (не лишь домашние) "заслуживают непосpедственной уголовно-пpавовой охpаны pади самих себя". Эта pабота и по сей день является выдающимся взлетом русской этической мысли по отношению к пpиpоде.

Причем нужно отметить, что этические вопросы по отношению к природе поднимались не лишь столичными природоохранниками, но и на периферии. Организатор Астраханского заповедника астраханский краевед В.Хлебников, выступая в 1919 г. На съезде лесоводов в Астрахани заявил: "Человеку легче победить и подчинить себе силы природы, чем самого себя. В данной борьбе человека со своими издревле наследственными звериными побуждениями одним из самых принципиальных средств к победе является привычка. Любая пролитая капля чужой крови упрощает пролитие следующей капли и, напротив, чем реже человек видит кровь, тем труднее ему глядеть на нее. Для совершенствования человеческой личности в полном высоком смысле этого слова вредно всякое убийство, вредно даже роль в нем .".

Но в 30-х годах, как образно пишет А. Стручков "голоса эстетически-этического подхода замолчали в пустыне "социалистического стройки". Этико-эстетический подход мог родиться лишь в высококультурной среде определенной части деятелей охраны природы, в большей степени больших академических ученых - зоологов, ботаников, географов, частенько выходцев из дворянских фамилий - знатоков и любителей поэзии, живописи, театра. Как совсем справедливо заметил с-петербугский историк Д. Александров: "Повседневность этих ученых окрашена в эстетические и этические тона, значения жизненного опыта оказываются этическими и эстетическими" (Александров, 1994). Сама охрана природы казалась им ближе к охране памятников культуры как по этическими, так и эстетическим и религиозным суждениям. Конкретно эти люди игрались первую скрипку в русском заповедном деле и охране дикой природы. Но позднее (вплоть до 70-х--80-х годов 20 века) им на смену в заповедное дело пришли лесники и биологи-охотоведы (в большей степени выпускниками подмосковного пушно-мехового института, ученики известного преобразователя природы П. Мантейфеля). заместо этико-эстетического они проповедовали хозяйственный научно-преобразовательный подход в охране природы. В большей степени им была чужда какая - или этика либо эстетика, ибо время и их образ жизни воспитали новейших деятелей заповедного дела в СССР прагматиками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по єкологии

Мировой океан как единая система
Мы привыкли называть свою планету Землей, хотя из космоса она кажется голубой. Этот цвет объясняется тем, что 3/4 поверхности планеты покрыто сплошной пеленой воды - океанами и морями - и лишь немногим более 1/4 остается на долю суши. Поверхность Мирового океана и суши качестве ...

Экология и здоровье человека
Все процессы в биосферевзаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человекявляется лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разумвыделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек напротяжении веков ...

Разделы