Организация автомобильного движения в городах с целью улучшения экологической обстановки

При реконструкции МКАД реализован комплекс мероприятий по охране окружающей среды: построено 11 погонных км шумозащитных стенок, что существенно снизило шум в прилегающих к дороге населенных пунктах. Построено 12 сооружений по очистке от нефтепродуктов сточных вод из кюветов и с проезжей части дороги. Вдоль трассы высажено свыше 55 тыс. деревьев и 285 тыс. кустарников. Укреплены откосы земляного полотна, русел мелких рек и ручьев с использованием самых современных технологий.

В конце 80-х гг., когда столица столкнулась с огромными пробками, было принято решение расширять город не квартальным методом, а радиально-кольцевым. Тогда еще никто не думал, что рост столичного транспорта будет происходить гигантскими темпами и уже к середине 90-х гг. транспортные артерии перестанут справляться с потоками, а средняя скорость движения в часы пик упадет до 15-20 км/ч.

Чтобы решить «пробковую» проблему, необходимо сделать так, чтобы у автомобилистов был не один способ добраться кратчайшим путем из пункта «А» в пункт «Б», а как минимум дна. Сейчас же движение в Москве построено по простому принципу – добраться по радиусу до Садового кольца, а уже по нему – до другого радиуса. По такой схеме загруженными оказались все основные магистрали. Третье транспортное кольцо, строительство которого началось в 2008 г., должно решить эти проблемы. Оно будет построено за 3 года. Строительство третьего кольца обойдется на порядок дороже, нежели реконструкция МКАД, – 4 млрд против 400 млн долларов. Причина высоких затрат проста. Несмотря на то что некоторые участки новой магистрали уже практически готовы (улица 1905 года – Беговая – Башиловка – Нижняя Масловка – Сущевский вал – Рижская эстакада), ее разработчикам приходится кроить проект фактически «по-живому». Самым сложным является отрезок, прокладываемый от Рижской эстакады до пересечения с Волгоградским проспектом. На этом участке трасса пройдет по историческому району Лефортово. Ломать дома, разумеется, никто не собирается. Поэтому обсуждается проект большой надземной эстакады иди тоннеля под Лефортовым. Проектировщики склоняются ко второму варианту. Но строительство тоннеля под жилыми микрорайонами повлечет перенос различных городских коммуникаций, что существенно скажется на цене проекта.

Более того, движение на третьем кольце планируется сделать безостановочным. Для этого на каждом его пересечении с другими магистралями придется строить многоуровневые развязки. Задача весьма сложная – широченные пандусы нужно умудриться втиснуть в узкие столичные улочки.

Эффективной мерой снижения вредного влияния на горожан автомобильного транспорта является организация пешеходных зон с полным запретом въезда туда транспортных средств.

Принципы разделения путей пешеходов и транспорта показаны на рис. 2.

Рис. 2. Принципы разделения путей пешеходов и транспорта

а – автомобили и пешеходы движутся на одном уровне;

б – транспорт движется по эстакадам – пешеходы под ними, но по поверхности земли;

в – транспорт движется на уровне земли, пешеходы – под ним в тоннелях;

г – транспорт проходит в тоннелях, пешеходы – над ним по поверхности земли;

д – транспорт движется по поверхности земли, пешеходы – над ним по эстакадам.

Большое значение имеет строительство дорог для освобождения городов от транзитного транспорта. Так, в 2008 г. на автомагистрали Москва-Симферополь открылось движение на участке протяженностью 54,5 км, позволившее полностью освободить от транзитного транспорта города Тулу и Щекино.

Вокруг Вологды построена объездная автодорога, связавшая в единую транспортную систему федеральные автотрассы Москва-Архангельск и Вологда – Новая Ладога. Это разгрузит от транзитного транспорта историческую часть города с памятниками архитектуры ХУ1-ХУШ вв.

В 2000 г. в Государственной Думе проходило первое чтение закона «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта». Законом предусматривается ужесточение технических нормативов выбросов.

Предлагается ограничить ввоз на территорию России автотранспортных средств с большим сроком эксплуатации, провести эко логическую Классификацию автотранспорт, запретить реализацию этилированого бензина и установить контроль качества моторных топлив при их розничной реализации.

Предлагается также реконструкция улично-дорожной сети, введение зон ограниченного доступа автотранспорта в случае превышения на территориях жилой застройки нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосфере и предельно допустимых уровней шума, введение экономических механизмов безопасности автотранспорта:

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Обеспечение природоохранных мероприятий на ОАО Тулачермет
Экологическая проблема в Тульской области стоит наиболее остро. Основным поставщиком загрязняющих веществ в воздушный бассейн области являются предприятия топливно-энергетической промышленности, черной и цветной металлургии, а также автотранспорт дающие от 50 до 85% загрязнител ...

Экологическое состояние Челябинской области
В условиях глобальных изменений окружающей среды особую актуальность приобретают вопросы развития теории эколого-геохимической устойчивости почв, которая является важной составной частью теории устойчивости наземных экосистем и биосферы в целом. Понятие «устойчивость» применител ...

Разделы