Дизельное топливо

Немецкий инженер Рудольф Дизель (1858– 1913) удостоился, пожалуй, самой высокой чести, о которой может мечтать изобретатель – его имя навсегда стало неотделимо от сконструированного им теплового двигателя. В бензиновом двигателе рабочая (топливно-воздушная) смесь воспламеняется от постороннего источника (электрической искры), в дизельном – под действием температуры, повышающейся при сжатии смеси. Потребление топлива дизелем на 20–30% меньше.

В последнее время в мире наблюдается тенденция возврата к дизельным двигателям. У оборудованных ими автомобилей меньше токсичность отработанных газов (по сумме компонентов примерно втрое ниже, чем при бензиновых моторах). Но и дизельные двигатели экологически небезопасны: в процессе работы они выбрасывают твердые частицы – сажу, аэрозоли масла и несгоревшего топлива, продукты износа двигателя, сернистый ангидрид. Отработанные газы дизельного топлива содержат полициклические ароматические углеводороды, в том числе бенз(а)пирен. В них также присутствуют альдегиды, представленные формальдегидом и акролеином, являющиеся высокотоксичными соединениями.

Для очистки выхлопных газов на дизелях устанавливают не только окислительные нейтрализаторы, но и сажевые фильтры, системы рециркуляции. Сажевый фильтр представляет собой монолитный блок с большим числом заглушённых с одного конца параллельных каналов с пористыми стенками. Отработанные газы очищаются, проходя через пористые стенки из одного канала в другой. Фильтры делают из пенокерамики и пенометалла, поскольку поры этих материалов эффективно задерживают дизельную сажу.

С 1 января 2007 г. в Москве запрещено использовать на муниципальном транспорте дизельное топливо с содержанием серы более 0,05%. ГОСТ 17.02-02.01-84 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений» дает подробные рекомендации водителю, как определить содержание окиси углерода в выхлопе, как отрегулировать двигатель. Отечественные стандарты предусматривают дальнейшее поэтапное ужесточение норм выброса токсичных веществ.

В некоторых городах появились «Икарусы» с двумя вместительными баллонами на крыше. Они работают на особом виде горючего – смеси дизельного топлива и природного газа. Это экологически чистые автобусы, за ними не тянется привычный дымный шлейф. Отработанных газов у них в 4 раза меньше, и при этом вдвое снижен расход дизельного топлива, на 10–12% повышена мощность двигателя, время работы между ремонтами увеличено в 1,5 раза.

С 80-х гг. в Западной Европе для дизелей применяют так называемое «биодизельное топливо»: эфиры жирных кислот, рапсометиловый эфир, получаемые при переработке растительных масел и их отходов. Основными потребителями в странах ЕС пока остаются грузовики и междугородные автобусы: их проезд в большинстве стран – членов Евросоюза на обычном дизельном топливе запрещен, а экологические штрафы превышают разницу в сбыточной стоимости масло-эфиров, смешанных видов топлива, с одной стороны, и дизельного топлива – с другой.

Испытания 2005–2008 гг. показали, что наиболее экономически эффективным, невысоким по капиталоемкости и надежным в эксплуатации является рапсовометиловый эфир (РМЭ). Принцип здесь такой: перед получением РМЭ 1 т масла смешивают с 110 л метанола. Потом к смеси добавляют катализатор – гидроокись калия – для отделения глицерина и нагревают до 40–50°С. Процесс повторяется до максимальной чистоты эфиров. Из 1 т масла при производстве РМЭ выделяется до 100 кг глицерина.

С 2008 г. в России проводятся испытания сельхозтракторов на биодизе смеси рапсового масла с дизтопливом в пропорции 75:25.

Публикации по єкологии

Эколого-географические принципы прогнозирования заболеваемости злокачественными новообразованиями населения республики Дагестан
Актуальность исследования. Глобальный устойчивый рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них практически становится очевидным. По последним экспертным оценкам Международного агентства по изучению рака (МАИР) в 2000 г в мире количество вновь заболев ...

Экологическое содержание научно-технической революции
Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производственных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. НТР началась с середины XX века. Резко ускоряет научно технический ...

Разделы