История и охрана деревьев Крыма

В связи с этим необходимо всенародное понимание важности дела охраны природы, одним из этапов которого может являться возрождение и поддержание культа деревьев, что будет выступать действенным механизмом в их охране. Для этого природоохранным организациям необходимо развивать и популяризировать мотивы поклонения деревьям, что особенно продуктивно может выражаться через почитание мемориальных деревьев и деревьев-долгожителей.

В настоящее время собственно "священные" деревья имеются в Крыму у караимов (дубовая роща у Чуфут-кале), татар (ореховые посадки у пещеры Кырк-азис, кипарисы у могилы азиса в Изобильном и др.) и русских (черешня в Качи-Кальоне). Такие деревья являются частью нематериальных культовых ресурсов этих этносов. Священных деревьев немного и за их охрану отвечают сами представители этно-конфессиональной общности. Конечно, сами служители культов могут объявлять новые деревья священными. Например, деревья возле православных храмов, мусульманских мечетей или могил азиса. Такие деревья будут беспрекословно почитаться (и охраняться) приверженцами религиозного культа.

Те же, кто причисляет себя к атеистически настроенным людям, естественно, будут скептически, и даже иронично, относиться к священным деревьям. Но, как правило, все материалисты верят в научный подход к жизни, признают исторические факты. Такие люди без особых колебаний признают мемориальные деревья, связанные с важным историческим событием или известной личностью. Поэтому охрана вековых деревьев через их мемориализацию сможет достигнуть в данном случае наибольших результатов.

Мемориальные деревья могут быть регионального и локального масштабов. Так, известный Суворовский дуб или Пушкинский кипарис - это деревья общекрымского, регионального масштаба. О них знает большинство крымчан, они прочной составляющей вошли в экскурсионно-туристический образ Крыма. В тоже время в каждом населенном пункте имеется дерево, связанное с событием либо личностью местного масштаба. Такое дерево может быть особо не примечательным для всего региона, но для жителей отдельного пункта может играть важную роль. Как пример можно привести Пятиствольный Мюльгаузенский каштан в Симферополе на ул. Фрунзе.

В каждом городе есть самое старое дерево. Такое дерево является своеобразным символом города, живым свидетелем его истории. Совсем нетрудно для каждого города выявить самое старое дерево. Оно может стать местом проведения городских праздников, об этом дереве необходимо писать в местной прессе, рассказывать на школьных уроках по природоведению и географии. Особо ценными как один из символов города такие деревья могут стать для молодых городов, возраст которых исчисляется несколькими сотнями, или даже десятками лет (Симферополь, Севастополь, Красноперекопск, Щелкино и др.). В молодых городах деревья старожилы - единственные свидетели всей их истории. Пока в Крыму только Симферополь имеет такое дерево (дуб "Богатырь Тавриды"), которое почитается горожанами как один из символов города, как свидетель его истории. Силами местных краеведов необходимо провести во всех населенных пунктах работу по выявления и популяризации "деревьев-свидетелей".

Так же первоочередной задачей для краеведов, историков, географов является полная инвентаризация всех старых деревьев в своем регионе. Понятие "старое дерево" относительно и индивидуально для каждого рода дерева, но все же минимальным возрастным рубежом для инвентаризации можно посоветовать 300 летний возраст. Таких деревьев в Крыму пока еще немало. Само собой разумеется, что на учет должны быть взяты все священные и мемориальные деревья.

При инвентаризации дерева необходимо придерживаться следующего плана:

" Местное и научное название растения

" Точное местонахождение с привязкой на карте

" Размеры дерева (обхват ствола на уровне груди человека в сантиметрах, высота дерева., диаметр кроны и площадь ею занимаемая)

" Биологическое состояние дерева

" Наличие легенд, преданий и обычаев, связанных с деревом

" Исторические литературные сведения о данном дереве

" Землепользователь территории, на которой растет дерево

" Проводимые меры по сохранению дерева

К этому должен прилагаться комплект фотоснимков дерева (полный рост и отдельные детали). Охрану и присмотр за деревом необходимо возложить на организацию, на чьей территории растет дерево, при контроле за всеми действиями местной природоохранной структуры. Так же важно помнить, что достопримечательные деревья обладают большим рекреационно-научным потенциалом, в связи с чем желательно их использование в краеведческой, экскурсионной и научно-педагогической работе.

На наш взгляд в Крыму существует несколько ботанических объектов, которые должны в первую очередь получить статус охраняемого государством природного объекта. Так, уникальным объектом является старая дубовая роща "Балта-Тиймэз" - национальная святыня караимского народа, в верховьях балки Марьям-дере у Чуфут-кале. В настоящее время в роще Балта-Тиймэз растет 24 "священных" дуба, которые расположены по периферии кладбища. Дубы насчитывают примерно одинаковый возраст (300-600 лет), так как произрастают в схожих условиях обитания. О священной роще караимов упоминают в своих трудах академик П. С. Паллас (1793 год), А. Демидов (1837 год) и более поздние авторы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Публикации по єкологии

Регулирование, использование и охрана водных ресурсов
Общий объем сброса сточных и транзитных вод по области в 2005 г. составил 799,80 млн м3, что на 68,47 млн м3 больше, чем в предыдущем году, в т.ч. по приемникам стоков: – в поверхностные водные объекты – 666,64 млн м3 сточной воды и 110,85 млн м3 транзитной воды; – в подземные в ...

Экологическое право как отрасль права
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Экологическое право ...

Разделы