Экономический механизм рационального природопользования, его определение. Поощрительные, принудительные и компенсационные меры ценового регулирования природоохранной деятельности в Республике Белару

В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были админис­тративные методы, в экономике переходного периода приори­тетными становятся экономические регуляторы. Трудность введения реального режима платности природо­пользования была обусловлена искаженной системой ценообра­зования в народном хозяйстве в целом. Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях центра­лизованной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были ма­лоощутимым средством воздействия на природоохранную дея­тельность предприятия: во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к ви­новникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком ма­лы.

Новые отношения собствен­ности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление дей­ственности этой меры ответственности. Приведенные выше меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые призваны как бы противодей­ствовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересо­ванности, которые нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды.

В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались налоговые льго­ты (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, пре­мирование по результатам экологической деятельности, оставле­ние в распоряжении предприятий и зачисление в фонды эконо­мического стимулирования части прибыли от реализации про­дукции, изготовленной из отходов производства.

Однако и эти рычаги были далеко не всегда эффективными. Бесплатные природоохранные фонды использовались чаще все­го нерационально, очистные сооружения были или перегруже­ны, или неисправны. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования глав­ным элементом экономического механизма природопользова­ния становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все ин­струменты ценового регулирования, используемые у нас в хо­зяйственной практике, можно условно подразделить на поощ­рительные (льготное налогообложение, льготное кредито­вание и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные, ме­ры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохран­ных фондов и др.).

По мере стабилизации экономики необходимо также посте­пенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способство­вать привлечению средств производителей на решение природо­охранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологи­ческой сферы. Практическое внедрение этих рычагов сегодня в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, адекватных совре­менной ситуации, обеспечения контроля за их выполнением, создания организационных структур по заключению сделок, введению экологического аудита. Однако о вы­сокой эффективности применяемых в Беларуси экономических методов говорить пока не приходится, поскольку на их реализа­ции сказывается общая кризисная социально-экономическая ситуация, осложненная инфляцией.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по єкологии

Климатические проблемы биосферы
Биосфера – обозначает область существования живых организмов на Земле. Она объединяет все экосистемы Земли. Верхняя граница ее проходит на расстоянии нескольких километров над поверхностью растительного покрова на суше или над уровнем океана. Нижняя граница определяется максима ...

Мониторинг среды обитания
уществование человечества и обеспечение его устойчивого развития невозможно без использования природных ресурсов и самого потенциала природной среды и в то же время без воздействия самого человека на природную среду и последующих за этим эффектов (нередко весьма негативных). ...

Разделы